Russian version

AZT-8 70-cm Telescope



General Description

The two-mirror telescope AZT-8 was manufactured by the Leningrad Optical-Mechanical firm (LOMO) in 1964. The optical system of the telescope is Cassegrain. It has an 70 cm main parabolic mirror with F/4, two secondary mirrors that give Cassegrain foci F/16 and F/40 with good fields of 40 and 18 arcmin. The primary focus gives a good field near 10 arcmin.

         

Mounting: Equatorial
Main mirror: Paraboloid, D = 70 cm, F = 282 cm
Optical systems: Prime focus (F/4), Cassegrain (F/16, F/40)
Instrument: BVRI Photometer with Apogee AP7p CCD-camera

Go to content


History

Firstly the AZT-8 was installed in Simeiz in 1964. It was used for photoelectric photometry and polarimetry as well as for TV observations. Main goal of the observations was symbiotic and double stars (T.S.Belyakina, E.S.Brodskaya), T Tau-stars (P.P.Petrov), UV Cet-stars (P.F.Chugainov).

In 1977 AZT-8 was transferred to Nauchny and installed in a new large pavilion with a shifting roof. Here AZT-8 was used to test a multichannel spectrometer constructed by A.F.Lagutin, L.V.Granitsky, A.B.Bukach et al. at the CrAO as a ground model for a device on board of the space mission "Astron". Main elements of the construction were designed and some particularites of the scanning drive and technical data of device were considered.

As a by-product the rapid variations of the atmospheric extinction was investigated, and energy distribution of some C-type-stars was obtained.

In 1990-s the photometric equipment for wide-range stellar photometry was developed in the Crimean Astrophysical Observatory in collaboration with Astronomical Institute of St.Petersburg University. Two telescopes (AZT-8, 0.7 m, F/18 and AZT-7, 0.2 m, F/10) on the same mount were equipped, correspondingly, with JKLM-photometer and BVR-photometer. The system permits to obtain simultaneous energy distribution for various stars in the range 0.4-5.0 mcm. The multicolor photometry of some X-ray-sources was carried out by V.M.Larionov, and some results of the BVR-photometry of RV Tau-type-stars were obtained by V.I.Burnashev.

Go to content


Instruments and Detectors

The telescope was upgraded in the early 2000s (Sergeev et al. 2010). In 2001 the AP7p CCD camera has been installed in the prime focus of the AZT-8 to carry out BVRI photometric observations. The computer-controlled filter wheel for this camera was developed and manufactured at the Crimean Observatory. The CCD array has a size of 512×512 pixels, giving a field of view of 15'×15'. The camera has a set of B, V, R, R1, and I filters, where the filter designated R1 closely resembles the Cousins I filter, while the other filters closely resemble the standard Johnson filters (see Doroshenko et al. 2005 for more details). By December 2001, intensive photometric monitoring of Active Galactic Nuclei (AGNs), including quasars and BL Lac objects, has been started using this new photometer. The configuration and testing of the AP7p imaging system have been completed at the Ohio State University (OSU). The Quantex control computer was specially configured to operate the AP7p, and was assembled from spare parts at OSU. The computer-controlled pointing of the 70-cm telescope using optical encoders has been developed in 2002. All these equipment have been purchased under US Civilian Research and Development Foundation.

        

BVRI-photometer with the CCD camera AP7p. Numbers denote: 1 - Signal cable connector,
2 - «Ground» connector, 3 - Absorber to dry air inside the wheel of filters, 4 - Connector to control filter positions, and 5 - Stepper motor to rotate the wheel of filters.

Readnoise: 2.3 ADU = 13 e
Gain: 5.6 e/ ADU
QE: 85% Max
Geometry: 512×511 pixels, 24×24 microns
Field of view
(AZT-8 prime focus):
15×15 arcmin, 1.755 arcsec/pixel
Well Depth: 210,000 e
Dynamic resolution: 16 bits, 35 kHz
Cooling: 50-55C below ambient

Characteristics of the AP7p CCD camera.

Filter name Center (Å) Comment
B 4330 Johnson B
V 5480 Johnson V
R 6950 Johnson R
R1 8160 Cousins I
I 8510 Johnson I
Filter transparency curves.

Go to content


Observations

When the control computer is loaded, its time is synchronized with the Universal Time and the Telescope control program starts. The program allows the telescope to be pointed at a specified position. Various types of information useful for an observer can be displayed: the start and end times of observations, the times of sunrise, sunset, moonrise, and moonset at the current date, the elevation of the observed object above the horizon, etc. In addition, the time interval during which the chosen object is accessible to observation or the time left until it becomes accessible to observation is displayed. Also shown are current telescope coordinates α, δ, and a hour angle t.

Then the observer starts the program to control the process of observations. To set the object coordinates it is sufficient  to select the object name from the database. When the coordinates are entered, the telescope control program will automatically choose an optimal telescope path in such a way that the lower end of the tube will not hit the supporting pillar and the tube will not sink below a dangerous limit in elevation above the horizon. The automatic pointing accuracy is about 2 arcmin, so the observer points the telescope more accurately manually by using the remote control (see number 6 on the figure below).

After the pointing, the observer focuses the image and begins to expose the objects. It is possible to do either a single exposure or a sequence of exposures, both of them can be repeated a specified number of times. The standard sequence of exposures for AGNs consist of the B, V, R, R1, and I filters with exposure time to be 60, 40, 30, 25, and 40 s, respectively. These can be changed proportionally, depending on the object brightness. As a rule, for each object, the B, V, R, R1, and I sequence of exposures is repeated four times. Also exposed are the technical frames : bias, dark, and flat field. The flat field frames in each filter is usually obtained in the twilight sky at sunset or at sunrise.

We have more than 50% of the telescope observing time. This time is mainly scheduled for photometric monitoring of selected AGNs to support for spectral observations as well as for the concurrent observations in other bands (HST, RXTE, BeppoSax), and to study patterns of the continuum variability, in particular, to measure a lag between different continuum bands. The list of targets to monitor consists of 50  AGNs of both  Seyfert 1 and BL Lac types. Other observed objects are Super Novae, pre-main sequence stars, X-ray sources, GRB afterglow, and some other. Since December 2001, more than 320,000 CCD frames, including technical exposures, have been obtained, of which about 200,000 are AGN frames.

AZT-8 Observer place. Numbers denote: 1 - 220V to 110V power transformer, 2 - UPS, 3 - control computer,
4 - telescope control unit interface,  5 - computer monitor, and 6 - remote control for the thin telescope motion.

Go to content


Main Scientific Results

From our photometric light curves, it was found interband lags between variations in the B band and variations in the V, R, and I bands for a sample of 14 AGNs. The lag scales with luminosity as t=Lb, where b= 0.4-0.5 (Sergeev et al. 2005). These results were interpreted in terms of the reprocessing model in which optical emission is mainly reprocessed emission that arises in the accretion disk heated by an X-ray source above the disk.

In several more papers, the properties of the optical and X-ray variability of AGNs have been compared (Doroshenko et al. 2009, 2010; Chesnok, Sergeev, & Vavilova 2009).

The Crimean photometric data were used to construct a reprocessing model which is able to reproduce the observed optical light curve from the X-ray light curve in Mrk 79 and NGC 4051 ( Breedt et al. 2009, 2010). Our data were also used as a support for spectral observations in the reverberation mapping studies (e.g., Denney et al. 2010; Doroshenko et al. 2012; Sergeev et al. 2011).

Go to content

English version

70-см Телескоп АЗТ-8



Общее описание

Двух-зеркальный телескоп АЗТ-8 был изготовлен Ленинградским оптико-механическим объединением (ЛОМО) в 1964 году. Оптическая система телескопа - Кассегрен. Она состоит из 70 см основного параболического зеркала с относительным отверстием F/4 и двух вторичных зеркал, которые формируют фокусы Кассегрена F/16 и F/40 с хорошими полями зрения от 40 до 18 угловых минут. Первичный фокус обеспечивает хорошее поле зрения около 10 угловых минут.

         

Монтировка: Экваториальная
Главное зеркало: Параболоид, D = 70 см, F = 282 см
Оптические системы: Первичный фокус (F/4), Кассегрен (F/16, F/40)
Интструмент: BVRI Фотометр на базе Apogee AP7p ПЗС-камеры

к содержанию


История

Вначале телескоп АЗТ-8 был установлен ​​в симеизской обсерватории в 1964 году. Он использовался для фотоэлектрической фотометрии и поляриметрии, а также для телевизионных наблюдений. Основными объектами наблюдений были симбиотические и двойные звезды (Т.С. Белякина, Е.С. Бродская), звезды типа T Tau (П.П. Петров), звезды типа UV Cet
(П.Ф. Шугайнов).

В 1977 году телескоп АЗТ-8 был перевезен в поселок Научный и установлен в новом большом павильоне с откатывающейся крышей. Здесь телескоп использовался для тестирования многоканального спектрометра, созданного А.Ф. Лагутиным, Л.В. Границким, А.Б. Букачем и др. в КрАО в качестве основного прототипа для устройства на борту космической миссии "Астрон". Были спроектированы основные элементы конструкции и некоторые части сканирующего диска, рассчитаны технические характеристики устройства.

В качестве побочного продукта были исследованы и получены быстрые изменения атмосферной экстинкции и распределение энергии некоторых звезд C-типа.

В 1990-е годы в Крымской астрофизической обсерватории в сотрудничестве с Астрономическим институтом Санкт-Петербургского университета было разработано фотометрическое оборудование для широкого круга задач звездной фотометрии. Два телескопа (АЗТ-8, 0,7 м, F/16 и АЗТ-7, 0,2 м, f/10) на идентичных монтировках были оборудованы, JKLM-фотометром и BVR-фотометром соответственно. Система позволяла получать распределения энергии для различных звезд одновременно в диапазоне 0,4-5,0 мкм. В.М. Ларионовым была проведена многоцветная фотометрия некоторых рентгеновских источников, В.И. Бурнашевым были получены некоторые результаты BVR-фотометрии звезд типа RV Tau.

к содержанию


Приборы и приёмники излучения

В начале 2000-х телескоп был модернизирован (Сергеев и др. 2010). В 2001 году ​​в первичном фокусе телескопа АЗТ-8 для проведения BVRI фотометрических наблюдений была установлена CCD камера AP7p. В крымской обсерватории для этой камеры была разработана и изготовлена турель фильтров с компьютерным управлением. ПЗС-матрица имеет разрешение 512×512 пикселей, что дает поле зрения 15'×15'. Камера имеет набор B, V, R, R1, и I фильтров, где фильтр обозначенный R1 близок к фильтру I системы Казинса, в то время как другие фильтры близки к стандартным фильтрам системы Джонсона (подробнее см. Дорошенко и др. 2005). В декабре 2001 года на этом новом фотометре был начат интенсивный фотометрический мониторинг активных ядер галактик (АЯГ), в том числе квазаров и лацертид. Сборка и тестирование системы камеры AP7p были проведены в Университете штата Огайо (OSU). Для работы камеры AP7p на основе комлектующих OSU была собрана и оптимизирована конфигурация управляющего компьютера "Quantex". В 2002 году с использованием оптических датчиков углов была разработана система автоматического наведения телескопа при помощи компьютера. Все это оборудование было приобретено при поддержке Американского фонда гражданских исследований и развития (US Civilian Research and Development Foundation).

        

BVRI-фотометр на базе ПЗС-камеры AP7p. Цифрами обозначены: 1 - разъем интерфейса камеры,
2 - клемма заземления, 3 - поглотитель влаги для просушки турели фильтров, 4 - разъем для управления положением фильтров в турели, 5 - шаговый двигатель, вращающий турель фильтров.

Шум считывания: 2.3 ADU = 13 e
Усиление: 5.6 e/ ADU
Квантовый выход: 85% в максимуме
Размер камеры и пикселя: 512×511 пикселей, 24×24 микрон
Поле зрения
(первичный фокус АЗТ-8):
15×15 угловых минут, 1.755 угловой секунды/пиксель
Глубина потенциальной ямы: 210,000 e
Динамический диапазон: 16 бит, 35 кГц
Охлаждение: 50-55C ниже температуры окружающей среды

Характеристики ПЗС-камеры AP7p.

Фильтр эфф. длина волны (Å) Комментарий
B 4330 Johnson B
V 5480 Johnson V
R 6950 Johnson R
R1 8160 Cousins I
I 8510 Johnson I
Кривые пропускания фильтров.

к содержанию


Наблюдения

В начале наблюдений, когда управляющий компьютер загружается, его время синхронизируется со всемирным временем и запускается программа управления телескопом. Программа позволет навести телескоп на объект по заданным координатам. Дополнительно может отображаться различная информация полезная для наблюдателя: время начала и окончания наблюдений; время восхода, захода Солнца и Луны для текущей даты; высота наблюдаемого объекта над горизонтом; и т.д. Кроме того, отображаются интервал времени, в течение которого выбранный объект доступен для наблюдений, или оставшееся время, до того момента, пока объект не станет доступен для наблюдений. Также отображаются текущие координаты телескопа α, δ, и часовой угол t.

Затем наблюдатель запускает программу для управления процессом наблюдений. Чтобы установить координаты объекта, достаточно выбрать его имя из базы данных. Когда координаты введены, программа управления телескопом автоматически выберет оптимальный путь движения таким образом, что нижний конец трубы телескопа механически не столкнется с вертикальной колонной монтировки и труба не будет опускаться ниже опасного предела по высоте над горизонтом. Точность автоматического наведения составляет около 2 угловых минут, так что наблюдатель с помощью пульта дистанционного управления более точно вручную корректирует положение трубы телескопа (см. номер 6 на рисунке ниже).

После наведения, наблюдатель фокусирует изображение и начинает наблюдение объектов. Наблюдение каждого объекта может проходить в режиме либо одной экспозиции, либо серии экспозиций, в обоих режимах экспозиции могут повторяться определенное количество раз. Стандартная последовательность экспозиций для АЯГ состоит из В, V, R, R1 и <я >I фильтров с экспозициями в 60, 40, 30, 25 и 40 секунд соответственно. Они могут быть изменены пропорционально, в зависимости от яркости объекта. Как правило, для каждого объекта В, V, R, R1 и I последовательность экспозиций повторяется четыре раза. Также экспонируются технические кадры: bias, темновые кадры и плоские поля. Кадры плоских полей в каждом фильтре обычно получают по сумеречному небу на закате или на рассвете.

Наша группа располагает более 50% наблюдательного времени телескопа. На текущий момент в основном планируется фотометрический мониторинг отдельных АЯГ для поддержки спектральных наблюдений и по возможности для одновременных наблюдений в других диапазонах (HST, RXTE, BeppoSAX), а также для изучения закономерностей переменности континуума, в частности, для измерения задержек между различными полосами континуума. Список объектов для мониторинга состоит из 50 активных ядер галактик: как из сейфертовских галактик 1 типа, так и из объектов типа BL Lac. Другие наблюдаемые объекты: вспышки Сверх Новых, звезды до главной последовательности, рентгеновские источники, оптические послесвечения Гамма вспышек и некоторые другие. С декабря 2001 года получено более 320 000 ПЗС-кадров, включая технические кадры, из которых около 200 тысяч являются кадрами АЯГ.

Рабочее место наблюдателя АЗТ-8. Цифрами обозначены: 1 - силовой трансформатор 220 В - 110 В,
2 - источник бесперебойного питания, 3 - управляющий компьютер, 4 - блок управления интерфейсом телескопа, 5 - компьютерный монитор и 6 - пульт дистанционного управления для тонких движений телескопа.

к содержанию


Основные научные результаты

По нашим фотометрическим кривым блеска были определены задержки между изменениями блеска в B, V, R и I фильтрах для 14 объектов из списка активных ядер галактик. Задержки соотносятся со светимостью, как t=Lb, где b= 0.4-0.5 (Сергеев и др. 2005). Эти результаты были интерпретированы с точки зрения модели репроцессинга, в которой оптическое излучение возникает в основном над аккреционным диском в результате переизлучения рентгеновского излучения, нагревающего этот диск.

В нескольких работах приводится сравнение свойств оптической и рентгеновской переменности АЯГ (Дорошенко и др. 2009, 2010; Чеснок, Сергеев, Вавилова 2009).

Крымские фотометрические данные были использованы для создания модели репроцессинга, которая способна воспроизводить наблюдаемые оптические кривые блеска на основании рентгеновских кривых блеска для ядер галактик Mrk 79 и NGC 4051 (Breedt et al. 2009, 2010). Наши данные также были использованы для поддержки спектральных наблюдений в исследованиях методом эхокартирования (например, Denney et al. 2010; Дорошенко и др. 2012; Сергеев и др. 2011).

к содержанию